Zeekr 001: Как Питер Хорбери вдохнул жизнь в китайскую автомобильную индустрию
На улицах Москвы Zeekr 001 выглядит как автомобиль из будущего. Его дизайн восхищает. Узнав, что этот автомобиль прибыл из Китая, трудно поверить своим глазам. Могут ли высокие технологии произойти из Поднебесной? Кто стоит за этими удивительными и эмоциональными спорткарами?
Выбор сделан.
Всякое произведение искусства имеет своего творца. Автомобили Zeekr – результат работ великого мастера дизайна Питера Хорбери, который, помимо своей деятельности в Geely, прославился благодаря работе в Volvo и давно считается выдающейся фигурой в автомобильной индустрии.
Случай привел Питера Хорбери к китайской компании. В 2010 году Zhejiang Geely Holding приобрела шведскую марку Volvo, вместе с интеллектуальными ресурсами, включая область дизайна. В 2011 году Питер Хорбери, главный художник шведского бренда, был приглашен на пост вице-президента Geely, оказавшись в необычном для себя положении. С одной стороны, перед ним открывались огромные перспективы творчества. С другой стороны, не каждый человек в возрасте 60 лет согласился бы навсегда переехать на противоположный конец света в неизведанный мир с другой культурой, традициями и философией.
Китайцы облегчили ему выбор, создав дизайнерский центр Geely прямо на родине мастера, в Гетеборге, Швеция, неподалеку от штаб-квартиры Volvo. Таким образом, вся команда дизайнеров, работавших над шведским брендом, возглавила весь бренд Geely. Команда сотрудников была значительно расширена, и к дизайнерскому направлению Geely присоединились не только молодые дизайнеры из Китая, но и опытные мастера из Англии и Германии, работавшие под крылом Lotus и Smart. С удивлением для себя Питер Хорбери возглавил глобальное творческое объединение с задачей начать новую эпоху в мировой автомобильной промышленности.
Хорбери уже доказал свою способность к революционным изменениям в автомобильном дизайне. Родившись 29 января 1950 года, он окончил колледж искусств в Ньюкасле и начал свою карьеру в компании Chrysler в 1972 году. Здесь он принимал участие в разработке моделей Horizon, Sunbeam, Tagora. В 1977 году Хорбери стал ведущим дизайнером в Ford Europe, где работал над культовым европейским Ford Sierra. В 1979 году ему поручили разработать интерьеры компактных моделей Volvo 480, 440 и 460. С этого момента Питер Хорбери посвятил себя работе с Volvo. В 1991 году он стал вице-президентом и главным дизайнером компании. На этом посту он проработал с 1991 по 2001 год, а также с 2009 по 2011 годы, добившись выдающихся успехов.
Хорбери превратил Volvo из скучного в привлекательное. Он придал новую философию шведскому бренду и помог ему занять достойное место среди ведущих производителей премиальных автомобилей. Именно он внес вклад в разработку нового дизайнерского элемента, который стал характерной чертой Volvo – плечи Хорбери. Вспомните кроссовер XC90 первого поколения или Volvo S60 с их характерными подоконными расширениями. Этот дизайнерский прием до сих пор применяется в шведских моделях.
В поисках китайского “генетического кода”.
В интервью “Авторевю” в 2012 году Питер Хорбери, на вопрос о том, почему его снова пригласили в Volvo в 2009 году, пошутил: “Наверное, решили, что компанию можно продать дороже”. В этой шутке была доля правды.
Концерн Geely получил множество преимуществ, приобретя профессиональную команду шведских дизайнеров. К 2012 году созданный дизайнерский центр Geely в Гетеборге стал крупнейшим в Европе и занимался несколькими брендами, имея офисы в Барселоне (Испания), Лос-Анджелесе (США) и Шанхае (Китай). Помимо работы над массовыми моделями, здесь разрабатывались новые роскошные автомобили, призванные конкурировать с Tesla, Porsche, Bentley.
Под руководством Питера Хорбери формировался новый дизайнерский язык. Превосходно подходил премиальный бренд Lynk & CO для смелых экспериментов. Венцом его творчества стал спорткар Lynk & Co Zero Concept, представленный в 2020 году в Шанхае и построенный на новой электрической платформе Sustainable Experience Architecture (SEA).
Несмотря на футуристичный внешний вид, дизайнеры старались вложить в автомобиль элементы традиционной китайской культуры. Так, в декоре можно угадать рисунок фризов Запретного города в Пекине, а в формах кузова – образы арок древних китайских мостов. Такие культурные элементы пронизывают всю машину, создавая единый энергичный образ. Совместная работа художников и инженеров привела к чудесному результату – свет увидел яркий и эмоциональный спорткар. Смотря на него, кажется, что он живое существо, готовое в любой момент взлететь.
Новый бренд.
Успех был ошеломляющим, и сразу после премьеры концепции Zero было принято решение о запуске его в серийное производство, что в автомобильной индустрии встречается крайне редко. Этот концепт настолько вдохновил руководство Geely, что на его основе был создан новый роскошный бренд Zeekr, задачей которого стало конкурировать с Tesla и Porsche. Первые две буквы в названии взяты из его родового имени Zero, что символизирует “нулевые выбросы”, буква “e” – электричество, а “kr” – это газ криптон, используемый в подсветке и символизирующий новые технологии. Таким образом, суперкар был выпущен под названием Zeekr 001.
Питер Хорбери покинул должность главного дизайнера Geely в 2021 году по состоянию здоровья сразу после запуска Zeekr. Еще несколько лет он работал в родной Англии в дизайн-центре Lotus. Его последним творением стал электрический спорткар Lotus Eletre, построенный на той же платформе, что и Zeekr 001.
29 июня 2023 года Питер Хорбери ушел из жизни в возрасте 74 лет, оставив после себя более сотни созданных им моделей автомобилей, автобусов, лимузинов и мотоциклов. Прославленный мастер помог молодому китайскому концерну прорваться в рынок роскошных автомобилей и занять достойное место среди именитых производителей.